Условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В МБОУ "Гимназия "Шанс" г.Волгодонска ведется целенаправленная работа по обеспечению доступности получения образования детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами.
В рамках государственной программы "Доступная среда" общеобразовательные учреждения осуществляют обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Государственная программа "Доступная среда" предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
- - ФЗ-273 « Об образовании в РФ»
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ 1598 от 19.12.14)
- - Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.)
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 от 19.12.14)
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, на которых они предоставляются»
- - Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- - Приказ Минтруда России №527н от 30 июля 2015 г. «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 768 от 31.08.2012 "Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов".
- Постановление Администрации города Волгодонска от 27.10.2014 № 3717 "О внесении изменений в постановление Администрации города Волгодонска от 14.02.2014 №342 «Об утверждении административного регламента муниципальных общеобразовательных учреждений по предоставлению муниципальной услуги «Организация индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья».
Рекомендации для родителей
- Рекомендации по домашнему воспитанию ребенка с РАС
- Рекомендации по использованию совместного чтения в развивающих занятиях с ребенком с РАС
- Рекомендации по использованию совместной игры в развивающих занятиях с ребенком с РАС
Рекомендации для специалистов
- Дистанционное обучение школьников с РАС
- Методические рекомендации для учителей начальных классов по составлению планов-конспектов и видеосопровождению уроков разного типа в условиях дистанционного образования обучающихся с РАС
- Методические рекомендации по организации и проведению уроков с обучающимися с РАС на уровне основного общего образования в виртуальном классе
- Общение в виртуальных сообществах
- Организация взаимодействия с учениками с РАС и их семьями в условиях дистанционного обучения
- Организация и ведение групп подростков и взрослых людей с РАС
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями как:
- лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии;
- лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК;
- лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лицами с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. При этом результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ. Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютора;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона)
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимается ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является заявление родителей и медицинское заключение с рекомендацией обучения на дому(не заключение ПМПК).
Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельность городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). По направлению образовательных учреждений специалисты ПМПК проводят комплексное обследование индивидуальных особенностей детей, выявление их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации. На основании результатов обследования определяется оптимальный образовательный маршрут детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная программа, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Особая роль по информационно-методическому обеспечению инклюзивного образования, оказанию методической помощи специалистам образовательных учреждений по сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью отводится центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония». На базе Центра организована работа городского семейного клуба для родителей детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, направленная на оказание всесторонней психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации их детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей и специалистов системы образования города. В штатное расписание центра введены ставки сурдопедагога и тифлопедагога, что позволяет оказывать необходимую помощь обучающимся с нарушениями слуха и зрения.
Государственная программа «Доступная среда» реализуется в 6 общеобразовательных учреждениях города:
- МБОУ СШ №9 имени И.Ф.Учаева,
- МБОУ СШ №11,
- МБОУ СШ №15,
- МБОУ СШ №21,
- МБОУ СШ «Центр образования»,
- МБОУ «Лицей №24»,
- С 2016 года создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска и МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволяет избежать помещения их на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками. Это способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
При прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования выпускники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе выбирать форму прохождения ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ).
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность получать дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования города в различных кружках, секциях.
Важнейшим условием эффективности интегрированного и инклюзивного образования является ресурсное обеспечение. Коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами осуществляет педагог-психолог.
Система помощи детям с проблемами в развитии предусматривает взаимодействие специалистов, как в условиях отдельного учреждения, так и в межведомственном пространстве муниципалитета. Образовательные учреждения города взаимодействуют с социально ориентированными городскими общественными организациями инвалидов, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, Бюро МСЭ.
Система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городе постоянно расширяется и совершенствуется. Ближайшими перспективами ее развития, повышения качества образовательных услуг являются:
- совершенствование системы раннего выявления детей с проблемами развития и оказания им своевременной помощи;
-организация деятельности общеобразовательных учреждений по введению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-совершенствование разнообразных форм повышения профессионального мастерства педагогических работников в инклюзивной практике.
Методические материалы, подготовленные Минпросвещением России для родителей детей с ОВЗ, с инвалидностью: Рекомендации родителям по организации рабочего дня ребенка с ЗПР; Рекомендации для родителей детей с ОВЗ, с инвалидностью
Как подготовить ребёнка к исследованию слуха
Методические рекомендации Играем и слушаем
Методические рекомендации Совместные игры матери и ребенка раннего возраста с нарушением слуха
Рекомендации родителям по организации рабочего дня ребенка с ЗПР
Методические рекомендации и дидактический материал по формированию речи детей _Учимся говорить_
Рекомендации по подбору игр и упражнений для развития слуха
Читаем с ребёнком. Памятка для родителей
Рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка с нарушенным слухом
Развитие речевого слуха в естественных повседневных ситуациях коммуникации
Методические рекомендации по ведению дневника событий жизни.
Уважаемые родители!
На базе ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по направлениям:
- тяжелые нарушения речи (ТНР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 5.2, 1 отделение (дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющие общее недоразвитие речи) Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы);
- задержка психического развития (ЗПР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 7.2. Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы).
Общий срок обучения – 10 лет (1доп.-9класс). По окончании обучения выпускники получают аттестат установленного образца о получениии основного общего образования.
Коллектив школы-интерната готов обеспечить комфортные условия обучения и развития ребенка. Обучение возможно на условиях круглосуточного пребывания и неполного дня (до 19.00) по пятидневной рабочей неделе. Наполняемость классов до 15 человек.
Во внеурочное время с обучающимися работают опытные воспитатели. Организованы индивидуальные занятия с психологом, логопедом. Все классные комнаты оснащены интерактивными комплексами, учебным оборудованием.
Спальные комнаты оборудованы необходимой мебелью, постельными принадлежностями. Функционируют санитарно-гигиенические комнаты. Дети получают пятиразовое питание, обмундирование в соответствии с нормативами, обеспечиваются бесплатными учебниками и рабочими тетрадями.
С 1 апреля 2022года начинается набор в 1 доп. класс 1 ТНР.
Родители, желающие рассмотреть вопрос об обучении ребенка в школе-интернате могут обращаться по адресу: г. Цимлянск, ул. К.Маркса д. 10.
Телефоны для консультаций:
8(86391) 2-13-98 – директор Кочергина Любовь Анатольевна,
8(86391) 2-28-83 – заместитель директора по УВР Бочарова Людмила Викторовна
8(86391)- 2-21-08 – вахта, можно пригласить заместителя директора по КР Романову Ольгу Михайловну.